Уважаемые родители!
Администрация муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
"Средняя школа №15 города Макеевка"
объявляет набор учащихся в 1 классы на 2024-25 учебный год
в возрасте на 01.09.2024 года от 6лет 6 месяцев
Уважаемые родители!
Администрация муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
"Средняя школа №15 города Макеевка"
объявляет набор учащихся в 1 классы на 2024-25 учебный год
в возрасте на 01.09.2024 года от 6лет 6 месяцев
Что подразумевается под готовностью к школе
Понятие «готовность к школе» не установлено законодательством напрямую. В федеральном стандарте дошкольного образования обозначен ряд навыков, которыми должен обладать дошкольник по итогам обучения. Но там не приводится измеримых критериев, а согласно ст. 55 закона «Об образовании» каждый имеет право быть принятым в школу на общих основаниях. Вопрос в том, насколько это будет полезно и комфортно для ребёнка.
«Готовность к школе — это целый комплекс способностей и умений, которые можно разделить на физические, интеллектуальные, психологические. При этом каждый навык играет свою роль. Если какой-то из них будет развит слабо или совсем не развит, ребёнку будет сложнее адаптироваться к школе», — подчёркивает Любовь Югова.
Эксперт утверждает — главное, чтобы ребёнок был здоров. В остальном оптимальная физическая подготовка предполагает, что первоклассник способен:
Всё это обуславливает работоспособность ребёнка, его возможность учиться в комфортном режиме, включаться в учёбу без перегрузки.
Если речь идёт о заболеваниях, нужно обратиться к врачам и действовать только в соответствии с их рекомендациями.
Если здоровье ребёнка в норме, то укрепить организм можно своими силами. В этом поможет режим дня (важно именно его наличие, чтобы ребёнок спал, ел, играл и пр. в одно и то же время), сбалансированное питание, прогулки на свежем воздухе, утренняя физкультминутка и подвижные игры.
Для развития мелкой моторики можно использовать любые занятия, где задействуются пальцы: от лепки из пластилина до застёгивания и расстёгивания пуговиц на скорость.
Психологическая готовность
Даже если ребёнок ходил в детский сад, в «развивашки» или на подготовительные курсы к школе, в любом случае его ждёт процесс адаптации — к новому месту, графику, одноклассникам, учителям, утверждает Любовь Югова. Чем лучше он к этому готов психологически, тем легче ему будет.
Эксперт выделяет три подвида психологической готовности:
1. Мотивационная.
Она показывает, насколько ребёнок настроен идти в школу и почему. Например, он говорит, что хочет в первый класс, чтобы быть как старший брат, или не хочет, потому что «там плохо» (хотя он об этом знает только по отзывам).
«Иногда желание ребёнка проявляется в игре. Так, мама одной моей воспитанницы рассказала, как девочка дома рассадила мишек и зайчиков, провела урок, раздала задания и сама всё написала за “учеников”», — делится педагог-психолог.
2. Эмоционально-волевая.
Она предполагает, что ребёнок умеет управлять своими эмоциями, поведением, добровольно трудиться (когда «надо»), действовать в соответствии с осознаваемыми мотивами, интересами и потребностями.
3. Коммуникативная/социальная.
Предполагается, что у ребёнка есть потребность в общении с взрослыми и сверстниками. Он положительно относится к взаимодействию с людьми, умеет слушать собеседника, договариваться, заявлять о своей позиции и потребностях. Всё это поможет ребёнку стать полноценной частью коллектива, быть принятым окружающими, но при этом остаться самим собой.
Экспертное заключение может дать только психолог или педагог-психолог, подчёркивает Любовь Югова. Однако родители могут сами понаблюдать, как ребёнок ведёт себя в кругу товарищей и незнакомых детей. Например, отследить, насколько легко ему налаживать контакт с посторонними, контролировать сиюминутные эмоции, играть в игры с правилами, где нужно внимание и дисциплина (скажем, «Сабже», лото) и т. д.
Если окажется, что ребёнок боится сверстников, мало дисциплинирован, слишком чувствителен, то переживать рано: каждый развивается в своём темпе. Дайте ему «дозреть» в течение года-полутора.
Нужно дать ребёнку время и организовать условия для его развития. Информируйте его о том, зачем нужна школа, чем там занимаются дети, расскажите истории из своих школьных лет. Также важно усилить социальную жизнь дошкольника, например, отвести его в кружок, где он будет взаимодействовать с чужими детьми, но при этом краем глаза видеть, что вы за ним присматриваете: это поможет ощутить вашу поддержку.
«Важно создать благоприятную среду, в которой ребёнок сможет получить опыт, похожий на школьный. Например, устроить его в подготовительный класс или центр развития. Он узнает, как выглядит занятие, постепенно натренирует усидчивость, научится поднимать руку или отвечать у доски. Это поможет значительно облегчить адаптацию к школе», — говорит Любовь Югова.
Ещё советский психолог Лев Выготский заявлял о том, что готовность к школе состоит не в объёме усвоенных ребёнком данных (хотя и кругозор важен), а в том, насколько у него развиты познавательные процессы. Они, в свою очередь, являются комплексным психическим процессом, который включает ряд направлений:
1. Восприятие.
Оно выступает основой для развития мышления, речи, памяти, внимания и воображения и формируется постепенно. Сначала ребёнку важно всё трогать, повторять звуки, рассматривать, как что устроено, начинать ощущать себя в пространстве предметов и времени.
А к старшему дошкольному возрасту ребёнок с высоко развитым восприятием может отличаться наблюдательностью, умением подмечать всякие мелочи и особенности явлений, чёткой ориентацией во времени (понятия «вчера», «завтра», «через месяц», «день/ночь», «осенью», «зимой» и пр.).
2. Мышление.
Оно включает умение наблюдать, рассуждать, анализировать, сопоставлять, обобщать данные, выделять существенные признаки предметов и явлений, систематизировать, делать выводы.
В случае с дошкольниками чаще всего надо делать скидку на то, что у них ещё недостаточно жизненного опыта, чтобы полноценно анализировать явления окружающего мира. Если маленький человек может вычленить из группы предметов лишний, или объяснить, что корова большая, а телёнок маленький, — это хорошо.
3. Память.
Суть памяти в том, что человек может узнать, зафиксировать в голове и позже воспроизвести тот или иной материал или действия.
Однако если ребята примерно 3-5 лет в основном запоминают непроизвольно, то есть в процессе игры, достижения какой-либо цели (хотели налить воды в стакан — обнаружили, что он не бездонный), эмоционального или визуального воздействия, то ребёнок 6-7 лет уже способен делать это по своей воле.
Это значит, что он по научению взрослых, но при этом с применением самоконтроля, дисциплины, ответственности может применять механические или логические техники запоминания. Первые связаны с повторением информации или действия. Вторые — с пониманием сути процесса, явления, текста.
4. Речь.
Дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), как правило, обладают развитой речью. Они уже умеют формировать связный текст (например, описание чего-либо, рассказ о событии), говорить сложноподчинёнными предложениями, хорошо выговаривают все звуки родного языка, умеют регулировать громкость и интонации голоса.
5. Познавательная активность.
У развитых в этом плане ребят пытливый ум. Они умеют сосредотачиваться, внимательны, обладают любознательностью и самомотивацией. Они отличаются высокой вовлечённостью в учебный процесс, как правило, в старшем дошкольном возрасте неплохо умеют и любят читать, обладают базовыми знаниями об окружающем мире.
Под базовыми знаниями понимается ситуация, когда ребёнок помнит, что явление существует, и даёт ему элементарное определение. Например, «рука — часть тела, которая помогает человеку держать предметы, рисовать, есть», «автобус — транспорт, который едет по земле и может перевозить много людей».
Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie